Что известно о княгине Ольге Киевской?
Истории известны имена немногих женщин, стоящих у власти. Но в те времена, когда жила княгиня Ольга, такое было практически невозможно: миром управляли мужчины. Однако княгиня стала настоящей правительницей Древней Руси в очень важный для страны период и удостоилась канонизации как Святая равноапостольная великая княгиня Ольга.
В те времена, когда жила княгиня Ольга, женщине властвовать было практически невозможно: миром управляли мужчины. Законы жизни, точнее — выживания, были жестоки, вся внешняя политика в конечном счете сводилась к военным конфликтам, где мужчинам отводилась главная роль.
Но по воле судьбы в нужное время и в нужном месте рождаются неординарные люди. Княгиня Ольга Киевская как раз из таких людей. Она смогла управлять очень молодым еще государством, крайне нуждавшемся в наведении внутреннего порядка. Умело балансируя среди сильных и суровых мужчин, княгиня показала себя хорошим дипломатом и управленцем.
Рубеж первого тысячелетия в истории России — период, мало изученный по причине малого количества документальных источников. Поздние свидетельства о княгине Ольге теоретически вполне могут быть поставлены под сомнение, так как написаны уже после ее смерти. И сегодня написано немало, однако — почти одно и то же, лишь в разных вариантах пересказа. В основном, все статьи про княгиню начинаются с красивой сказки про знакомство с князем Игорем и заканчиваются подробным описанием мести Ольги древлянам за убийство мужа. Слишком давно это было и скорее всего ничего нового мы не узнаем.
Есть несколько версий происхождения княгини Ольги. Согласно Повести Временных лет (XII в.), будущая правительница родилась в окрестностях Плескова (Пскова), в деревне Выбуты, приблизительно в конце IX века. Точная дата рождения не установлена, принято считать годом рождения Ольги 890 год.
Есть предположение, что она из знатного изборского рода посадника Гостомысла. Об этом свидетельствует Иоакимовская летопись (начало XI в.), которая наиболее близка по времени к периоду жизни княгини, поэтому могла бы претендовать на некоторую достоверность, если бы сама по себе не являлась спорным источником. Также есть мнение о болгарском происхождении Ольги из-за созвучия наименований городов Плесков и Плиска, бывшей в то время столицей Болгарии.
Но есть и версия о ее простом происхождении, буквально — из народа. Иначе, теряет смысл романтическая легенда о знакомстве Ольги и князя Игоря — ее будущего мужа. Вроде бы, Игорь, будучи на охоте, захотел переправиться на другой берег и подозвал лодочника, которым и оказалась молодая девушка (Ольга). Князю она понравилась, и он хотел тут же удовлетворить свое внезапное вожделение, но Ольга смогла умными речами воззвать к чести мужчины и остановить насилие.
Когда пришла пора жениться, Игорь отверг всех претенденток и вспомнил «дивную в девицах», послал за ней и женился. Неудивительно, что он ее запомнил: вряд ли хоть раз в жизни кто-то осмелился князю отказать, да так ловко, что он и сам не понял, как это случилось. С женщинами тогда никто не церемонился, и если какая-то все-таки заставила себя уважать — такую не забудешь.
Есть еще одна версия происхождения княгини Ольги — нормандская. Будто бы она родом из варягов, возможно — Олега Вещего дочь (родственница, воспитанница). На это наталкивает имя: Олег — созвучно варяжскому Хельги, соответственно, Ольга — Хельга (Вольга). И вроде бы Олег давно этот брак запланировал. Но тогда зачем ему дочь прятать? От интриганов? Вряд ли: власти и влияния и у Олега было достаточно — смог бы семью сберечь.
Однако, логически рассуждая, это может быть так. Видимо, у Олега своего сына не было, иначе вряд ли власть досталась бы Игорю. На момент смерти Рюрика Игорь был маленьким мальчиком, а правил фактически именно Олег, для которого не составило бы никакого труда избавиться от наследника.
Только зачем, если своего сына нет? А если есть дочь, то можно воспитать ее в правильном направлении и выдать замуж за Игоря. Тогда все начинания князя-варяга не пропадут даром. В пользу этой версии говорит и тот факт, что уж очень быстро и разумно княгиня вела все дела, как будто всегда знала, как это делать. Политика Ольги была последовательна политике Олега. Он приумножал земли, она — укрепляла, наводила порядок.
Под подобные рассуждения подходит и версия о ее родстве с родом Гостомысла. Все-таки в такой семье образование получить можно хорошее и воспитание соответствующее. А на переправе Ольга могла оказаться как бы случайно, но — совсем не случайно. Возможно, и не было никакого знакомства на речке, просто выдали девушку за князя — и все.
В самом деле, откуда у простой неграмотной девицы (если верить в простое происхождение княгини) такие интеллектуальные данные, такая воля, стать княжеская, умение себя вести и подавать? Этому и за несколько лет не научиться, да и кто бы стал учить всему этому новоявленную княгиню (возможно, и не единственную жену), от которой требуется только женской половиной руководить, да наследника князю родить и вырастить до отрочества, а там все равно он на мужскую половину перейдет воинскому делу учиться. Так было принято.
А если и учил кто-то Ольгу, то кто? Зачем им с бабой возиться, если есть батька — князь? Невиданное дело. Напрашивается вывод, что Ольга уже всему наученная прибыла под венец. А как и откуда она прибыла, об этом, как говорится, история умалчивает.
Как бы то ни было, но княгиня Ольга Киевская быстро, крепко и со знанием дела взялась за государственные и административные дела — это факт, который трудно опровергнуть. Причем еще при жизни мужа — он охотно переложил на нее скучные управленческие обязанности, оставив за собой любимые занятия — охоту и сбор дани.
Произвол княжеских людей порождал хаос в еще молодом, не окрепшем государстве. Дошло до убийства самого князя Игоря. И с этим надо было что-то делать. Свирепо отомстив древлянам за убийство мужа, Ольга взялась за дело с истинно государственным размахом. Надо было передать сыну Святославу крепкое и богатое наследство. Княгиня вдовела всю жизнь, так и не связав себя узами брака повторно, но это вовсе не из любви к мужу. Ольга жила ради благополучия Святослава и страны. И многого добилась.
Мудрая княгиня поделила страну на своеобразные административные образования, которые управлялись тиунами. Определила т. н. погосты, ставшие центром сбора дани. Она не ленилась и много ездила по стране, желая лично проследить за исполнением ее приказов.
Именно Ольга ввела и установила первый в истории Руси фиксированный налог. Люди теперь знали, сколько должны, заранее и могли больше не опасаться, что, обобрав их до нитки, князь с дружиной явятся через пару недель за добавкой, и ничего против них не сделаешь. Ольга поощряла торговлю, положила начало каменному градостроительству.
И пусть до всеобщего порядка было еще далеко, однако это большой прорыв, на самом деле — первые шаги к формированию настоящего феодального государства со своим внутренним территориальным делением и законами.
Из всех княжеских жен периода Древней Руси одна Ольга запомнилась истории как самостоятельная и самодостаточная личность, а не дополнение к мужу, как остальные княгини. Ее наравне с князьями упоминали в летописях. И сегодня она канонизирована как Святая равноапостольная Русской Православной Церкви, великая княгиня Ольга Киевская.
Это тоже не случайно. Во многом именно благодаря Ольге Русь стала православной. Только она могла осмелиться пытаться поменять религию — язычество — на христианство, так как давно уже к тому моменту крепко держала в руках все бразды правления и могла позволить себе многое.
Даже сын Святослав, выросший закоренелым язычником, не стал матери ничего запрещать. Но и поддержать не захотел. Христианство — путь смирения, а такой путь не для него — этот свирепый человек жил, дышал войной. Святослав вырос среди воинов, с детства ходил в бой. Впрочем, Ольга сама была с сильным характером и сына воспитала таким же, точнее, доверила его преданным и знающим людям. В противном случае, выросший изнеженным, не знающим трудностей сын не смог бы удержать власть в своих руках.
Крестившись, если верить летописям, в Константинополе, княгиня намеревалась распространить на родине христианство, но язычники ничего не хотели слышать. Предать веру предков никому бы и в голову не пришло. Однако медленно, но верно, ряды христиан пополнялись. Подвергаясь насмешкам, иногда — гонениям и погромам, люди не отрекались от веры в Христа. Завершил дело внук Ольги — князь Владимир, императивной мерой крестивший всех подданных.
Похоронили княгиню Ольгу в 969 году по христианскому обряду — в этом Святослав не мог отказать матери, которую глубоко уважал, любил и которой был слишком многим обязан.