Чем виновата смола, что ее «записали» в яды?

Мы часто слышим очень похожие между собой слова и, не задумываясь о том, что их смысл разный, начинаем использовать названия, вкладывая в них свое собственное эмоционально окрашенное понятие. Так возникают всякие нестыковки и несуразности. Об одной из них и пойдет речь: дуст и деготь, яд и смола. Почему они смешались в нашем понимании?

Дихлордифенилтрихлорэтан, он же ДДТ, он же дуст — это синтетический яд. Убивает не только саранчу, колорадских жуков, мух, комаров, моль, вшей и так далее по списку, но и настолько токсичен, что наносит непоправимый вред всему живому на планете. Несмотря на то что в 1948 году швейцарский ученый-химик Пауль Мюллер получил за открытие свойств ДДТ Нобелевскую премию в области медицины, в наше время дуст нигде не применяется, так как его долгосрочный вред намного превышает сиюминутную пользу.

Деготь, в отличие от своего синтетического «ложного брата», является исключительно натуральным природным продуктом и испокон веков использовался славянами во многих аспектах жизни, в частности, при лечении многих заболеваний. Вплоть до начала 20-го века Россия экспортировала деготь в европейские страны, где он назывался «русским маслом».

Когда заходит разговор о вшах, то у любого человека, даже никогда их не имевшего, волосы становятся «дыбом» и кожа головы начинает чесаться. Вши следовали за человечеством еще из пещер и не отстают даже в 21-м веке. Все время люди боролись с ними и придумывали новые, более эффективные способы. Практически полвека дуст, смешанный с хозяйственным мылом, лидировал в этой борьбе, являясь ее «визитной карточкой». Став «грозой» педикулеза, дустовое мыло приняло на себя все те чувства омерзения и страха, которые люди испытывали к вшам и болезням от них.

Только сравнительно недавно мир отказался от использования вредоносного мыла и придумывает массу других неопасных фармацевтических средств. Но еще полностью не ушло из человеческой памяти легкое в произношении и запоминании слово «дуст». Слишком яркими и негативными эмоциями обросло это понятие! Получается так, что слово есть, а предмет, который им называли, отсутствует.

А вот с понятием «деготь» все как раз наоборот. Уже многие десятилетия мы широко не используем его в нашем хозяйстве, и слово-название потихоньку уходит из «памяти народной». Хотя сам березовый деготь никогда совсем не выходил из употребления не только в народной, но и в традиционной медицине: мази Вишневского, Вилькинсона, антрасульфоновая, альфозил-лосьон, локакортентар — это далеко не весь перечень современных фармацевтических препаратов на его основе.

«Дегтярное» мыло тоже имеет в своем составе исцеляющий дар природы — березовый деготь, который бережно ухаживает за кожей, не сушит и не раздражает, но снимает воспаления и заживляет ранки, помогает избавиться от прыщей, угрей и многих заболеваний кожи.

Единственным недостатком такого мыла является его резкий неприятный запах. Хотя в нашем обыденном понимании, вонь ничего хорошего нести не может по аналогии с «отходами жизнедеятельности организма», справедливости ради стоит заметить, что неприятный запах полезного мыла нестойкий. Через полчаса он полностью исчезает, а приятные ощущения на коже и заметные улучшения остаются.

Так почему ставится знак равенства между вредоносным дустовым и очень полезным мылом на основе дегтя? Почему наше сердце замирает, а губы брезгливо поджимаются, когда мы видим на прилавках магазинов среди косметических средств «Дегтярное» мыло?

Это происходит потому, что некоторые авторы аннотаций стараются накатать перечень возможного применения продукта как можно длиннее, не учитывая последствий. Так случилось и с таким замечательным мылом, которому для пущей убедительности приписали и борьбу со вшами, заранее оговаривая ее как «не слишком эффективную». Но мы-то оговорки не учитываем! Мы видим страшное для нас слово и мысленно отстраняемся, игнорируя действительно лечебные свойства, потому что вши — это позор, потому что у нас лично их нет!

Какое «антипаразитарное» действие может оказать мыло, свойство которого очищать, заживлять и ухаживать? Оно разве только может почистить вшам спинку и оздоровить, а вот уже вода смоет из волос и понесет их, здоровых и красивых, прямо в канализацию. Понятное дело, что при мытье головы некие индивиды исчезают, но в таком случае воду тоже следует считать средством «антипаразитарного воздействия», о чем большими буквами писать на каждой продаваемой емкости с водой. Для усиления, так сказать, покупательского спроса.

В повседневной суете, когда многие решения принимаются автоматически, все-таки стоит временами осмысленно посмотреть на некоторые вещи и явления, чтобы не пропустить что-то нужное и важное.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: