Как научить ребенка играть со сверстниками?

Вы выбиваетесь из сил в стремлении организовать день рождения для своего полуторагодовалого малыша, пола­гая, что для него настало время начать общаться с дру­гими детьми. Приходит первый ребенок, и оба игнори­руют друг друга, за исключением нескольких косых любопытных взглядов. И так в течение двух часов. Не­ужели вы готовили напитки и пирожные ради этого? Может показаться, что ваша затея провалилась, по­скольку в целом идея «игры» с кем-либо, кроме мамы и папы, довольно нова для вашего ребенка — по крайней мере для тех, у кого нет старших братьев или сестер. На самом деле, возможность играть со своими ровесниками — это наилучший и наиболее простой способ для начала самостоятельной социальной жизни. Некоторые роди­тели не могут понять, почему их детям требуется такое общение, однако в мире существует великое множество социальных уроков, которые ждут вашего ребенка, ко­торые он никогда не сможет постичь, играя только с вами. Игра рядом с другим ребенком предвосхищает игру с ним, следовательно, вы немного помогли вашему малышу сделать первый шаг по направлению к дружбе с другими детьми, организовав ему день рождения, даже если ожидаемых веселья и игр не получилось.

Причина, по которой дети, особенно маленькие, встречаются друг с другом с кажущимся безразличием, кроется не в том, что они не хотят играть друг с другом — они просто не представляют, каким образом мож­но играть вместе. Они еще изучают правила визуального контакта, социальную дистанцию, дружеские и недру­жественные жесты и выражения, благодаря которым в один прекрасный день они смогут начать нечто столь увлекательное, как настоящая игра.

Подумайте о том, как мать играет в мяч со своим ребенком. Мать кидает мяч ребенку и ловит мяч, который он бросает ей, и, когда ребенок становится рассеянным, мать знает, каким образом снова вовлечь его в игру. Дети не знают, как заинтересовать друг друга. В этом возрасте вы наблюдаете желание играть с другими детьми при отсутствии практических навы­ков.

Первым шагом в приобретении этих навыков будет игра рядом с другими детьми. В идеале это происходит, когда оба ребенка сыты, не устали и в достаточно хорошем настроении, чтобы начать игру. Сначала они приступают к тому, что мы психологи назы­ваем «параллельной игрой» — т. е. играют рядом, но не вместе. Вы заметите, что по мере того, как их интерес друг к другу будет возрастать, они начнут больше времени проводить в наблюдении друг за другом. Посмотрев внимательно, вы заметите, что дети зача­стую повторяют действия друг друга.

Вскоре дети могут начать вырывать игрушки из рук друг друга. Не пугайтесь, просто пришло время договорной фазе. И вскоре в один прекрасный день они будут сотрудничать друг с другом в процессе создания своей собственной игры. Каждый шаг будет приближать вашего ребенка к познанию того, как заинтересовать его сверстников, пожинать плоды первых дружеских привязанностей.

Советы психолога примерным родителям.

Параллельная комфортная зона. Некоторые дети задер­живаются в стадии параллельной игры дольше, чем дру­гие, в большей степени играя роль наблюдателя, а не равноправного участника игры. Не беспокойтесь, если ваш ребенок именно таков, — такая модель поведения часто встречается среди детей с робким характером и детей, которым требуется дополнительное время, чтобы привыкнуть к изменениям в своей жизни.

Исследования показывают, что поведение двухлетне­го ребенка не всегда свидетельствует о том, что он таким же образом будет вести себя на протяжении всей жизни. Дети, родившиеся с робким, сдержанным характером, зачастую становятся более общительными, становясь взрослее, многие из них со временем избавляются от своей застенчивости.

Пригласите ребенка постарше. Если вы хотите получить более быстрые результаты после «свидания в песочни­це», пригласите в гости ребенка на один или два года старше вашего малыша. К трем-четырем годам многие дети делают большой шаг вперед в приобретении навы­ков общения с другими детьми. Они начинают мирно обмениваться игрушками, бегать наперегонки, они уже могут играть в ролевые игры с другими детьми («Ты будешь тигром, а я буду львом»). Более общительные дети могут помочь вашему малышу перейти от роли наблюдателя к роли активного участника игры.

Хозяин в доме. Если вашему ребенку трудно расслабить­ся в присутствии других детей, не стоит форсировать ситуацию. Сделайте перерыв на пару недель и устройте другое «свидание в песочнице» у себя дома. В знакомой домашней обстановке стеснительные дети чувствуютсебя более уверенными.

Один и тот же ребенок. Исследования показывают, что мно­гочисленные «свидания в песочнице» с одним компань­оном по играм помогают детям приобрести необходи­мые навыки общения быстрее и проще, чем во время игр с разными малышами. Даже если вначале вы не видите большого взаимодействия между вашим ребенком и его партнером, велика вероятность того, что они станут более общительными с каждой последующей встречей. И вскоре они начнут с достаточным доверием относить­ся к друг другу, смогут отдать игрушку, конфету или пригласить поиграть со знакомым другом. Конечно, иногда, подобно взрослым, два ребенка дей­ствительно могут не понравиться друг другу. Если же ваше чадо долгое время не ладит с ребенком, с которым вместе играет, постарайтесь найти для своего малыша другого товари­ща по играм, чтобы добиться лучших результатов.

То же время, то же место. Предоставляя своему ребенку возможность встречаться с друзьями в одном и том же месте, вы способствуете выработке навыков совместной игры. Детям требуется практическая отработка игровых навыков в привычном для них месте для игр. Некоторые игровые места способствуют возникновению социаль­ного взаимодействия, поскольку дети привыкли к ним и регулярно там собираются для игр. Дети этого возраста уже начинают помнить последний раз и время, когда они играли на этой площадке. Их память также является характерной чертой игровой площадки, как

лестница, по которой можно подниматься, или песочница.

Какая игра сама лучшая? Хорошим выбором для первых встреч может стать игра, допускающая изменения и позволяющая действовать вместе. Игра в песочнице, или за столом, или с элементами переодева­ния, например, предоставляет много возможностей для налаживания отношений двум детям, играющим вместе или рядом. Наилучшим образом подойдет игрушка, которой два ребенка могут играть одновременно, например мяч.


Шамова Елена. Детский, семейный психолог Ростов на Дону



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: