Чем хороша школьная форма?

Коричневые платьица с передниками пришли на смену платьям голубым. Новая форма оказалась весьма практична, на ней не видны были загрязнения, и в то же время она легко стиралась, не теряя вид. Никто ничего не имел против, но вдруг в СМИ развернулась компания против школьной формы как таковой. Два главных аргумента — форма мрачна и безличностна.

Когда дети пошли в школы в джинсах с верхом кислотных цветов, учителя ужаснулись происходящему. Министр народного просвещения Уваров почти два века назад не зря говорил: «Строгая одежда формирует чистоту нравов, а легкомысленные костюмы приводят к легкомыслию тех, кто их носит». Школа со свободным выбором одежды как будто стала готовить девочек к древнейшей профессии. Именно на них, а не на мальчиках, сильно сказались изменения. Коричневая форма с черным фартуком, введенная еще в 1886 году, не акцентировала изменяющиеся особенности девичьих фигурок, в то время как обтягивающие блузочки прямо-таки провоцировали мальчиков ущипнуть за наметившийся бугорок.

В СССР школьная форма появилась в 1949 году, и это было не случайно. Прежде единство внешнего вида возникало из-за дефицита тканей, ограниченных возможностей, но в послевоенное время жизнь начала стремительно улучшаться. Форма позволила менее устроенным семьям подтянуться, а снобам не позволила выделяться. Гимнастерки мальчиков, ремни с бляхами и фуражки с кокардами ежедневно напоминали о том, что мальчик — это будущий мужчина, военный, защитник, и в то же время они придавали мальчикам еще не забытый дореволюционный высокий статус гимназиста. Пуговицы гимнастерки сверкали на солнце, и предполагалось, что знания столь же блистательны.

1973 год — реформа школьной формы. Мальчики сменили серые костюмы на синие, пуговицы стали малозаметны, на рукавах появились нашивки с солнышком, символизировавшим просвещение. Такая замена военной тематики на несколько слащавую мирную как будто отменила кодекс чести. Изменения почувствовались довольно быстро. Шевроны из мягкого пластика зачастую обрисовывали. Что-то в них было неправильное. Тетрадка и солнышко — у младших, тетрадка и атом, похожий на цветочек, с подобной солнышку шестерней — у старших. В писари и станочники парней готовили, что ли? Мы, конечно, за мир, но парень — это парень, и цветочки с солнышками взамен полувоенных гимнастерок как будто предлагали угомониться и не видеть в себе будущих героев.

1984 год — для девочек введен костюм-тройка синего цвета, но старшеклассницы в основном остались верны коричневой форме. В тех классах, где единицы сменили старую форму на новую, возникла некоторая сумятица. Да и в целом в школе начиналось что-то неладное, в фильме «Чучело» 1983 года неплохо показаны начавшиеся процессы. Учителя обратили внимание на то, что ценности девочек-модниц с их интересными блузочками и не менее интересными жизненными перспективами стали выходить на первый план, высокая культура осталась для замухрышек. В 1988 году фильм «Маленькая Вера», грустное завершение которого можно было не принимать в расчет, заметно повлиял на представления девушек о том, к чему следует готовиться в этой жизни, и школьная форма стала непереносима. В 1992 году ее отменили как таковую.

Хорошо ли мы помним события 1991 и 1993 годов и их значение для нашей страны? Случайно ли отмена школьной формы так гармонично вписалась в ряд происходящих изменений?

Сейчас многое восстанавливается. И одна за другой школы принимают решение об обязательности формы. Кто-то протестует, повторяет байки 90-х насчет свободы личности, несовместимой с определенностью в одежде, кто-то радуется.

У формы много плюсов.

Как бы бойко не резвился накануне, в школу ребенок идет в аккуратной одежде.

Унижение и стыд, возникающие из-за менее статусной одежды, не влияют на учебу.

Обязательное времяпрепровождение и обязательная форма отделены от свободного времяпрепровождения и свободы в шмоточном самовыражении.

Благодаря особому отношению к форме можно существенно сэкономить на приобретении тех же брюк.

Форма настраивает на серьезное отношение к занятиям.

Форма удобна и хорошо носится. Хотя в некоторых семьях умеют выбирать одежду много более удобную, чем форма, большинству семей конкретные предложения значительно облегчают выбор.

Приличная и примерно одинаковая одежда при первой встрече снимает тревогу перед началом учебного года.

Вариации на фоне одинаковой основы делают более выразительными личные особенности (помню, какой выигрыш давали своими руками связанные и вышитые воротнички).

Сходство заметно улучшает взаимопонимание (прямо-таки как в НЛП).

Форма придает определенность по дороге в школу и нередко служит предметом гордости (эмблема нашей школы неизменно вызывает уважительный интерес прохожих и не позволяет уронить честь школы проделками).

Форма отменяет опостылевшую джинсовую униформу.

Форма обходится значительно дешевле обычной одежды такого же качества, особенно если знать, где ее заказывать. И ее возобновление не представляет проблемы.

Под формой легко носить любое, в том числе теплое, белье. Внешний вид не меняется в зависимости от тепла-холода на улице.

Добиться делового стиля одежды без формы практически невозможно.

Школьная форма разрабатывается компетентными специалистами, которые учитывают и особенности фигуры, и необходимость подолгу сидеть. Вы бы видели, какие следы сдавливания бывают после 45 минут урока!

Форму уничтожают тогда, когда хотят лишить определенности, разболтать самосознание, а ее возвращение — это растущая вера в волю, разум, дисциплину.

Целомудрие и скромность несовместимы с выставлением прелестей. Голопузеньким и голопопеньким с их специфической развязностью не место на уроках. Но закон об образовании — это неотменимый закон. И школьная форма устраняет юридические казусы.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: