Какое сооружение является визитной карточкой северной Черногории? Мост Джурджевича
Общая длина пятиарочного моста Джурджевича, что лежит в северной Черногории, на территории муниципалитета Плевле, соединяя собой два берега каньона реки Тара — 365 м, протяженность самого большого пролета — 116 м. Расстояние от водной плоскости реки до проезжей части моста — 172 (!) м. На момент, когда закончилось строительство (1940 г.) и мост был введен в эксплуатацию, это был самый большой автомобильный бетонный арочный мост Европы.
Спроектировал это чудо инженерной мысли Мият Троянович. Главным инженером проекта всё время строительства моста (1937−40 гг.) был Исаак Руссо. Ни первый, ни второй даже в самых страшных снах не могли себе представить, что уже через два года их творение будет разрушено.
В апреле 1941 года немецкие войска при поддержке своих союзников по «Оси» (Италии и Венгрии), а позже — провозгласившей независимость и присоединившейся к ним Хорватии, буквально за 12 дней (06−17.04.1941 г.), с минимальными потерями (151 погибший, 15 пропавших без вести и 392 раненых), наголову разбили армию Королевства Югославия. Почти вся Черногория, в т. ч. и долина реки Тара, попали в зону итальянской оккупации.
Для того чтобы в 1942 году итальянцы и воевавшие на их стороне четники (югославская партизанская организация, ориентировавшаяся на королевское правительство Югославии в изгнании и состоявшая в основном из этнических сербов) не смогли использовать мост Джурджевича для переброски войск и организации наступления на остававшийся неподконтрольным им горный район Дурмитор, командование Народно-освободительной армии и партизанских отрядов Югославии, приняло решение взорвать мост. Но разрушить его надо было таким образом, чтобы после войны мост можно было бы восстановить, затратив на эту работу минимум времени и материальных ресурсов.
Выполнить приказ командования было поручено одному из разработчиков проекта моста, инженеру Лазарю Яуковичу. Он, рассчитав силу заряда и направление взрыва, подорвал только самый длинный пролет центральной арки. Мост был разрушен, и переброска войск по нему стала невозможна.
Сказать, что итальянцы были взбешены, значит, мало что сказать. Они были в ярости! Практически сразу же начались активные поиски того, кто взорвал мост. Но навряд ли итальянцам удалось бы найти Яуковича, если бы не четники. Свои всегда опаснее чужих. Потому что они вместе с тобою играли в одни и те же детские игры, пели те же самые песни. И уж они-то куда лучше чужих знают, где ты можешь спрятаться в случае опасности. 2 августа 1942 г. четники выдали Лазаря итальянцам. И те расстреляли его. А тело сбросили в реку.
Бывают в жизни совпадения. Иногда — самые удивительные. Но совпадения такой силы трагизма — очень и очень редко. Лазаря Яуковича расстреляли на том самом месте, где когда-то казнили его прапрадеда — Йоксима Яуковича, одного из лидеров антитурецкого освободительного движения.
В 1946 году мост восстановили. И у входа на него поставили мемориальную доску, на которой выбили такую надпись: «Лазарь Яукович. Инженер. Во время третьего неприятельского наступления в 1942 году он подорвал мост по приказу Верховного командования Народно-освободительной армии и Партизанских отрядов Югославии. За это он был казнен на том же самом мосту оккупантами и предателями-четниками 2 августа 1942 г. Когда мост был восстановлен в 1946 году, народ воздвиг этот памятник в его честь».
И сегодня по мосту идут люди, едут автомобили. От его опор начинается один из самых популярных рафтинг маршрутов по Таре. А с когда-то разрушенного самого длинного пролета центральной арки можно испытать себя в банджи-джампинге: взять и прыгнуть вниз (172 м!) с привязанным сзади длинным резиновым канатом.
Конечно, не так много шансов, что кто-то из нас в ближайшее время попадет в северную Черногорию. И решит пройти на рафтах по бурной и порожистой Таре. Но посмотреть и сам каньон, и мост Джурджевича… Почему бы и нет?