Спектакль «Недоросль». Боялась ли Екатерина II Фонвизина?

Московский музыкальный театр под руководством Геннадия Чихачева представил зрителям комедию Д. И. Фонвизина (1744−1792) «Недоросль». Премьера спектакля состоялась 26 и 28 июля 2015 года.

Боялась ли Екатерина II Фонвизина? Или все-таки прислушивалась? Над этим вопросом билось много исторических лбов. Сегодня только радуют такие вопросы — «слышит ли царь умную голову», «прислушивается ли к передовым идеям», «понимает ли, что за каждым его действием стоят судьбы миллионов». И в других вопросах комедии Дениса Ивановича Фонвизина актуальны, злободневны и своевременны, потому что никогда не будут обесценены человечность, благонравие, честь и совесть.

Кстати, Екатерина II, правитель сложный, но думающий, все-таки позволила поставить «Недоросль». Премьера спектакля состоялась 24 сентября 1782 года на сцене Вольного Российского театра в Санкт-Петербурге. На следующее утро после премьеры театр приказано было разобрать, а пьесу предать забвению. Помост разобрали, а пьеса вошла в историю и продолжает победоносный поход в 21 веке. Потому что написана умнейшим человеком своего столетия, наполнена истиной и обладает иммунитетом от цензуры.

Уходящим июлем в музыкально-театральной Москве состоялась премьера. Московский музыкальный театр под руководством Геннадия Чихачева представил зрителям комедию Д. И. Фонвизина «Недоросль». Премьера приурочена к двум крупным датам: 3 апреля исполнилось 270 лет со дня рождения основателя жанра бытовой комедии Дениса Иванович Фонвизина, а 7 августа Александр Борисович Журбин отметит свое 70-летие. Поздравляем композитора и себя с тем, что крайне занятый и востребованный сегодня музыкант успел завершить работу над спектаклем до своего юбилея. Потому что скоро будет очень занят приемом сердечных поздравлений от родных, коллег, поклонников со всего мира.

Спектакль создан в жанре оперетты-водевиля. По замыслу Геннадия Чихачева он «должен пробудить противоречивые чувства, потому что за острым юмором и водевильным задором скрываются глубокие размышления о вечных русских проблемах: иждивенчестве, неуважении к личности, деспотизме, слепой любви родителей к своему чаду… И о проблеме власти, не видящей и не слышащей тех, кем она управляет».

Музыкально-сценическая составляющая спектакля не вызывает сомнений. Как режиссер сумел на маленькой площади разместить полные декорации, создать динамику — известно одному Апполону. Или Дионису. В спектакле задействовано около 30 актеров, исполняющих сольные и хоровые партии. Если бы у слова «живая» была превосходная степень, то здесь она пришлась бы в самый раз — музыка в спектакле суперживая. Сопровождает спектакль симфонический оркестр из 40 человек. Музыканты показываются лишь в финале. Симфонический поклон, оформленный по всем академическим струнно-духовым канонам, впечатляет.

Спектакль еще новорожденный. Кажется, что авторская хореографическая пластика актеров порой сковывает. Особенно сдержанным выглядел Милон (Константин Скрипалев), облаченный к тому же в екатерининский тесный мундир. Милон страдает, делаясь в буквальном смысле вкопанным. Покорно ожидает своей участи. Без сомнения, по мере обкатки спектакля яркий темперамент актера придет в соответствие со сценографией и роль оживет. Это — в плане позитивной критики.

Митрофан оказался именно таким, каким представлялся (Вадим Поповичев). Его наивный, инфантильный задор задает водевилю ритм, напоминая о том, как бесконечно мы любим своих детей. Вадим изобразил инфанта с такой чуткостью, что его герой вызывает симпатию. Особенно, когда торчит из скворечника.

Простакова (Ирина Химина) одержима, слепа и глупа. Ей простилось бы многое, но только не жестокость. За нее она и пострадала. Убедительная, первоклассная работа актрисы.

В спектакль введена Екатерина II (Анна Альт). Она надменна, высокомерна и далека от жизни простых людей. Анне прекрасно удался образ царственной особы. Но даже императрица согласилась с помощником Правдиным (Олег Зимин) в том, что с Державиным нужно считаться. Императрица в красно-золотом облачении контрастирует с пеньково-мешковатой челядью, напоминая о вечной российской иерархии.

Костюмы театра Чихачева в каждом спектакле заслуживают особенного внимания. В «Недоросле» они шедевральны. Костюмы, созданные Еленой Бочковой — символичны, функциональны, комедийны. И в то же время строго сверены с исторической эпохой, национальными, сословными, комедийно-водевильными традициями. Браво!

Костюмы завершают образы героев. Чистоту и юность Софьи (Жанна Андреева) — воздушной органзой. Добропорядочность и благородство Стародума (Станислав Якубовский) — блестящим жаккардом. На примере этой актерской работы понимаешь, как важно в жизни спокойствие и рассудительность. Тонкая, интеллектуальная работа актера, здорово. Валеный войлок подчеркивает местечковость Простакова (Владимир Кургин). Золото парчи демонстрирует царедворную мудрость Правдина. Стегано-ватниковый стиль указывает на простоту и невежество брата Простаковой — Скотинина, и крестьянской челяди, выполняющей поручения помещицы «через пень колоду».

И, конечно, интонации. Под светлый голос Софьи невольно думается, что все люди рождены, как эта девочка, чистыми и добрыми. Наверное, в душе они такие и есть. Скотинин — суетливый невежа. Екатерина — самоуверенна и холодна. Милон — взволнован и трогателен. На просмотре спектакля понимается, сколько смысла можно передать только интонацией. Понять человека можно с полуслова, с одной буквы, интонационно окрашенной. В интонации заложен успех понимания человека даже без слов. По интонации можно понять человека, говорящего на незнакомом языке. Слова могут обмануть, а интонация нет. Актеры театра виртуозно владеют эмоциональным выразительным приемом.

Отдельное слово нужно сказать о роли Еремеевны в исполнении Натальи Замниборщ. Если в каждом городе есть своя реликвия, то ее голос, несомненно, является визитной карточкой театра. Сильный, наполненный звоном колокольчиков, и в то же время удивительно теплый и женственный, голос актрисы украшает спектакли и позволяет театру поддерживать высокую профессиональную планку. На фоне сегодняшнего околомузыкального бизнеса театр демонстрирует истинную музыкальную, актерскую, вокальную и репертуарную культуру.

И о «Недоросле». Перед премьерой Геннадий Чихачев сказал, что спектакль готовился на редкость долго — около трех лет. Разные на то есть причины, но сегодня он своевременен и многозначителен. Хотя в театр сегодня мы приходим не за нравоучениями. Бог бы с ними, с нравовтираниями, сколько можно нас учить. Ходим мы в театр за глотком свежего воздуха. Когда получаем его в виде водевиля, да еще на мотивы великого Фанвизина, становится особенно приятно и за себя, и за великий свой народ, и за свои исторические корни. Которые мы никогда не попрекали. История России видела многое и ценила хрупкий мир. Лишь бы только в ней не гибли люди. Вот какие впечатления оставил легкий по жанру и глубокий по содержанию классический российский водевиль.

И еще. Иногда решиться посетить театр Чихачева сложно. Хочется, но не идется только по одной причине. Уходишь со спектаклей театра на высоком эмоциональном подъеме, похожем на счастье. Не личное какое-нибудь, меркантильное и сиюминутное, а глобальное, свободное, очищающее. Редко когда в театре сейчас «Браво» кричишь, а здесь — кричишь. Редко когда головой киваешь в такт музыке, а здесь — киваешь. Редко когда душа разворачивается от настоящей искренности, а здесь — разворачивается.

С таким душевным подъемом уходишь из музыкального театра всегда и носишь его несколько дней, позитивно заряженный. Помнишь подъем этот потом долго и радуешься, что душа еще умеет так чувствовать. Жива еще, похоже, душа. А в другой раз, когда к Чихачеву не соберешься, сетуешь на то, что сил не хватит на высокий эмоциональный подъем по причине усталости или рациональной экономии душевных сил. Потому что точно знаешь, что в театре придется эмоционально потратиться.

А когда все-таки опасения и усталость преодолеешь и соберешься, то никогда не пожалеешь, что в театр Чихачева сходил. Откуда-то силы появляются, даже заполняя душевные резервы на будущее. Про запас, как говорится. Душа мобилизуется и чуть приподнимается над буднями. Заряженная душа радуется, снова воспринимает красивое и не цепляется за неприятности. И в благодарность за пережитое на спектакле, напевает она тихонечко: «Все будет хорошо. Все будет о-чень хо-ро-шо».


10:07 11.11.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Самое интересное

Какой след оставила блоха в мировой культуре? Лите

Человека окружает множество животных. Часть из них необходима, без других вполне можно обойтись. Но ...

Любить себя... Это как?

Меня всегда веселила фраза «любить себя». Мне гораздо проще представить себе любовь к де...

Облицовка камина - что это?

Термин облицовка камина в последнее время имеет совершенно неоднозначное толкование. С одной сторо...

Восстановление зрения по методу Бейтса

Многие люди с годами приобретают не только знания и опыт, но и проблемы со зрением. Болезни глаз мог...

Как пережить потерю близкого человека?

Потеря близкого человека для каждого является тяжелым ударом. Данное испытание перенести очень трудн...

Кто изобрёл японскую стиральную машину?

Японцы – законодатели моды в бытовой технике. Но первая японская линейная стиральная машина не получ...

Купить керамзит, или где применяют и какие у него

Технологии строительства стремительно развиваются. Необходимыми показателями, которым необходимо сов...

Габриэль Метсю, «Девушка за туалетом». Почему она

Во времена «золотого века голландской живописи» появилось заметное количество картин, из...

Чем прославился немецкий город Хамельн?

Старинные немецкие города похожи один на другой и очаровывают с первого взгляда — их ухож...

Вкусные рецепты: Котлетки "Радужные", Ар

Котлетки "Радужные"У нас сейчас холодно.И вечером и муж и дети пришли домой раньше обычного. Как все...



О портале:

Наш портал разработан для читателей, желающих без остановки совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных текстов делает наш интернет портал удобным для просмотра.

Полезная и познавательная информация, которая сгенерированна на нашем веб-портале позволяет ответить на некоторые интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет нужды тратить солидное количество времени для поиска ответа на необходимый для вас вопрос.